среда, 21 мая 2014 г.

Уход и размножение глоксинии


Глоксиния (или синнингия) Gloxinia - это растение, как и фиалка, из семейства геснериевые (Gesneriaceae). Глоксинии, как и фиалки, имеют мягкие, опушенные листья, на которых не должна оставаться влага при поливе. В целом уход за фиалкой и глоксинией схож. Кардинальное отличие в том, что глоксиния - это клубень, и он непременно нуждается в зимовке. 

Каких только глоксиний не бывает! Чернильно-фиолетовые, розовые, голубоватые, алые, с нежными переходами цвета, махровые и простые. За разнообразие, бархатистость и долгое цветение эти растения долго были моими фаворитами, да и сейчас, пожалуй, остаются одними из любимейших цветов.

Моя любимая глоксиния "Этойле де Фью" - Огненная Звезда
Моё первое знакомство с глоксинией произошло достаточно давно, когда увлечение растениями ещё не приняло теперешних масштабов. В комнате росла сансевиерия, денежное дерево, сциндапус. На балконе летом цвели петунии. И вот однажды, просто под настроение, мне удалось купить в магазине новый цветочек с большими листьями и бархатными фиолетово-синими цветками. Он занял почётное место на кухонном подоконнике.


"Пани Валевская"
Надо сказать, все мои познания о комнатных растениях в то время сводились к “поливать” и “иногда пересаживать, когда корни видны”. Поэтому судьба моей первой глоксинии печальна. Осенью, во время ухода на покой, я решила, что растение у меня “вдруг” погибло, и я попросту избавилась от него.

Когда  спустя некоторое время началось моё увлечение комнатными цветами, я уже много знала и о самой глоксинии, и агротехнике. Первую партию листовых черенков заказывала в Москве. Передавали мне их с проводником поезда.  Укореняла черенки сразу в земле, а потом ждала появления “деток”. Уход за глоксиниями оказался не таким простым, как казалось вначале.

Первые “неприятности” подстерегали меня в конце весны. Оказалось, южная ориентация окон новой квартиры не слишком благоприятна для выращивания глоксиний. Мои молодые растения получали ожоги, сворачивали вниз листья, не хотели цвести.


"Серебряный дым"

Но всё же мне удалось найти к ним подход: я оставляла глоксинии на второй ряд, за более высокими и «солнцевыносливыми»  растениями, притеняла окна тюлевой занавеской (не люблю жалюзи), ставила на поддон с влажным мхом-сфагнумом, добавляла в грунт шарики керамзита, для лучшего удержания влаги. Ещё один нюанс: если поставить горшочек далеко вглубь комнаты, это надёжно убережет  глоксинию от солнечных ожогов, но вот света ей будет недостаточно, окрас побледнеет, растение вытянется. 



Наконец, я нашла глоксиниям место на балконе, днем притеняла занавеской, утром и вечером оставляла на солнце.

Иногда досадные просчёты всё равно случались. Например, в одну из слишком холодных зим оставленные на зимовку клубеньки перемёрзли на застеклённом балконе. Это относится к недостаткам данных цветов - за зиму легко их потерять, особенно если отнестись к их хранению небрежно.
Сейчас у меня немного глоксиний, сортов семь, которые понравились больше остальных. Единственное неудобство – некоторые сорта имеют длинные цветоносы, и их приходится подвязывать к опоре.


Если соблюдать правила зимовки для выкопанных клубеньков, содержать растения при температуре не выше 24 градусов по Цельсию, притенять от прямых лучей солнца, выбирать лёгкий грунт с добавлением перлита и вермикулита, не поливать на клубень и листья, удобрять в весеннее-летний период и соблюдать правила зимовки для выкопанных клубеньков, то выращивание глоксиний подарит вам много приятных минут. 
"Грозовые тучи" первое цветение



Многие сами занимаются опылением, собирают семена, получают новые  сорта. Также глоксинии легко размножаются делением клубня или листовыми черенками.

Но самое важное в выращивании глоксиний, это все-таки зимовка! После того, как надземная часть глоксинии высохнет (перед этим, с наступлением октября нужно уменьшать постепенно ее полив), нужно достать клубень из старой земли и переложить в опилки. Можно оставить в земле, но тогда сложнее контролировать состояние клубня. Лучше все же воспользоваться опилками или песком. 

Я храню клубни в холодильнике в отделении для овощей или на боковых полках. Все клубеньки непременно должны быть подписаны; у меня они находятся каждая в своей емкости.

Глоксинии-первогодки (укорененные в этом году) не нуждаются в зимовке. Их можно всю зиму держать на подоконнике, перейдя на редкий режим полива.

Спустя минимум 3 месяца отдыха (я обычно достаю глоксинии только в феврале) можно достать клубеньки и посадить в новую землю. Спустя определенное время в тепле клубни начинают давать ростки. Главное, не переусердствовать с поливом в это время, лучше чуть-чуть увлажнять раз в несколько дней, чтобы клубень не сгнил. Когда появятся четко обозначенные листья и увеличится световой день, можно увеличить и полив. Прямо на клубень старайтесь не попадать, опять же во избежание загнивания. И не опрыскивайте листья или цветы ни в коем случае! Опрыскивайте рядом стоящие растения для увеличения общего уровня влажности или поставьте глоксинию на поддон на слой увлажненного  мха-сфагнума.

Вот такие нехитрые, но обязательные правила ухода нужно соблюдать за глоксинией, для хорошего и успешного роста и цветения.
"Байховый ситец"




Комментариев нет:

Отправить комментарий