воскресенье, 17 января 2016 г.

Цветы Фаберже

Зима в самом разгаре, даже здесь, на юге Венгрии. Сейчас у нас потепление, под солнышком раскрываются желтые одуванчики. Но выпадают дни, когда подмораживает - середина января, что ни говори! У всех на балконах выглядывают только сухие палочки в кашпо, а с террасы горшки вынесены в подъезд под лестницу, зимуют.

И вот, поскольку среди зимы так захотелось написать о цветах, вспомнилась тема растений, сотворенных художниками. И не из "мертвых" материалов, а из... камней! Как у Бажова, цветок каменный, который искал Данила-мастер. На самом ли деле живые это камни, минералы земли, имеют свою энергетику, или это неживая материя? Споры идут по сей день, но у многих есть свой любимый камень-талисман, с которым, кажется, можно разговаривать.
Одна из моих любимых работ у Фаберже - жемчужные ландыши с бриллиантами на подстилке из золотого мха.
Вот и в мастерской Карла Фаберже, известного своим мастерством ювелира, родились такие замечательные шедевры, которые не то, чтобы не уступают настоящим цветам (живое - всегда вне конкуренции), но преображают золото, жемчуг, нефрит, эмаль в поистине уникальные произведения искусства.

Корзинка с ландышами работы Карла Фаберже - это подарок, достойный императрицы. В 1884 году нижегородское купечество преподнесло царственной Марии Федоровне эту изумительную работу. Императрице так понравилась корзинка, что Фаберже стал придворным ювелиром, и в следующий раз получил заказ от монаршего семейство на эмалевое драгоценное яйцо с секретом. Ну, про яйца Фаберже слышали уже, наверное, все.
Изумительные "Кукушкины слезки" - Дицентра.
Работы Фаберже уходят со всемирно известных аукционах за баснословные деньги, мечта каждого коллекционера иметь эти произведения искусства, буквально любой ценой! И все потому, что сам Карл Фаберже был не только перфекционистом и человеком с несомненным художественным чутьем, обучавшемся в лучших мастерских Дрездена и Франкфурта. Он еще и являлся талантливым организатором, сумевшим привлечь в свою мастерскую самых талантливых художников, ювелиров и граверов России. 

Известен факт, что у Фаберже всегда был наготове маленький молоточек, который одним движением мог превратить недостаточно достоверную работу в груду осколков.
Васильки - любимый мотив у Фаберже. Однако двух одинаковых работ в его коллекции просто нет, каждый цветок уникален!

В мастерских Фаберже стали широко применять поделочные и драгоценные камни России: добытые на Кавказе, Урале, Сибири. Нынешние ювелиры не могут повторить его удивительные работы: и это несмотря на современные технологии!

Резные листья - это нефрит или эмаль, удивительный эффект прозрачного сосуда, наполненного водой - это чудесная огранка горного хрусталя, дающая необходимый эффект преломления света, словно в настоящей воде.
Cтебли чаще всего сделаны из золота, а лепестки выгравированы настолько мастерски, что творчество и у мение их создателей продолжает удивлять по сей день. При московских мастерских Фаберже даже построил теплицы для выращивания растений, чтобы всегда иметь под рукой предмет вдохновения. Сотни эскизов были разработаны для того, чтобы самые удачные находки нашли свое воплощение в камне.
Не только цветочки, но и ягодки славно получались у Фаберже!

Карлу Фаберже удалось бежать из России, когда свершился большевистский переворот и расстреляли царскую семью. Уехал он только с одним саквояжем; cейфы  московской и питерской фирм были подчищены новыми властями на общую сумму около шестидесяти миллионов долларов.



Один из несомненнейших шедевров всей "цветочной" коллекции Карла Фаберже - это одуванчик, в котором так умело передано состояние легкого, воздушного шара. 

Что удивительно, мастера использовали настоящий "одуванчиковый" пух и закрепили его с невероятным умением и точностью! Если добавить еще, что по поверхности разбросаны небольшие бриллиантики, которые поблескивают при верно выбранном освещении словно капли росы, это чудо можно действительно назвать венцом творений Авторов.